Расскажите всё, что знаете про контрабас. История, виды,...

7 февраля 2013 - Администратор

Расскажите всё, что знаете про контрабас. История, виды, произведения. . .

Ответ:

Контраба́с (итал. contrabasso или basso, фр. contrebasse, нем. Kontrabass, англ. double bass) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны, настроенные по квартам: E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E1 (ми контроктавы) до g1 (соль первой октавы) и выше.

Предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. Она обладала пятью струнами, настроенными на D1, E1, A1, D, G (ре, ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), и, как большинство виол, ладами на грифе. В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на её основе сконструировал новый инструмент, на котором не было пятой (самой низкой) струны и ладов, однако осталась форма корпуса («плечи» ― части корпуса, прилегающие к грифу ― у контрабаса до сих пор более покатые, чем у инструментов скрипичного семейства) и квартовый строй (среди современных смычковых инструментов контрабас ― единственный, им обладающий).

Новый инструмент был впервые применён в оркестре в 1699 году в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский», однако затем долго не использовался (басовые голоса исполняли виолончели и виолы низкого строя). Лишь с середины XVIII века контрабас становится обязательным участником оркестра, вытесняя из него басовые виолы. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами. Для удобства сольного исполнения мастера сконструировали трёхструнный контрабас, струны которого настраивались по квинтам (G1, D, A ― соль контроктавы, ре, ля большой октавы, то есть на октаву ниже виолончели, но без струны до) или по квартам (A1, D, G ― ля контроктавы, ре, соль большой октавы). С развитием исполнительской техники стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы вышли из употребления. Для более яркого звучания в сольных произведениях строй контрабаса иногда повышается на один тон (это «сольный строй»).

В XIX веке в поисках возможностей для получения более низких звуков французский мастер Жан Батист Вийом построил контрабас высотой в четыре метра, названный им «октобасом», однако из-за огромных размеров этот инструмент широкого применения не получил. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной на C1 (до контроктавы), либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

Постановка рук

В игре на контрабасе используют только три пальца из-за квартового строя: первый, второй и четвёртый (кроме большого), только в редких случаях в широкой позиции используется третий. По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулем.

От касания струны почти без нажима в определенных местах получаются флажолеты. Расположение прикладывания пальцев левой руки называется аппликатурой (от слова аппликата).

Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть.

Существует два самых известных способа держания смычка:

Немецкий способ, при котором смычок держат не «сверху», а как бы «сбоку»: из-за этого колодочка больше по ширине. Большой палец находится на трости. Французский способ, при котором смычок держат сверху, способ похож на французский у скрипки. Большой палец находится под тростью.

Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На контрабасе в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные ноты), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах, и используются как правило в сложных сольных произведениях.

Контрабас — самый крупный по размерам и самый низко звучащий музыкальный инструмент семейства талиевых. Для сравнения, средняя скрипка, относящаяся к одной с контрабасом группе музыкальных инструментов, по габаритам в 3-5 раз меньше. Изготавливается в двух видах: женский контрабас и мужской, который встречается крайне редко. В мужском исполнении чаще встречается не талиевый контрабас, а пузыкальная бандура, отличающаяся формой и использующимся музыкальным строем.

Источник: https://znanija.com/task/363624

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1516 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!