мне нужно сочинение по литературе на тему: Женские образы в...

7 февраля 2013 - Администратор
мне нужно сочинение по литературе на тему: Женские образы в произведении "Отцы и дети" или Смысл названия романа "отцы и дети"! Какое нибудь одно!

Ответ:

Женские образы в романе «Отцы и дети»

«Тургеневская девушка» - это уже имя нарицательное, некий идеал, воплощающий в себе внешнюю красоту, духовность и чувство собственного достоинства. «Тургеневским женщинам» присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Таковы Елена («Накануне»), Наталья («Рудин»), Лиза («Дворянское гнездо»). В романе «Отцы и дети» автор изменил своему идеалу. Здесь все далеко не так однозначно, как в его ранних работах.

В романе представлена целая галерея женских образов - от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Фенечка - очень нетипичный образ для русской литературы. Долгое время простые крестьянки, такие, какими они являются, не могли стать музами писателей и поэтов. Тургенев взялся за этот образ с нежностью: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах». Этот образ не похож на все, что являлось в русской литературе до и после. Лиза у Карамзина - фактически та же образованная барышня, только для виду названная крестьянкой. У Некрасова крестьянки - гордые русские женщины, останавливающие коней на скаку. Фенечка ни коня не остановит, ни образованностью не отличается. Очень мило подмечены ее малограмотность, стеснительность, простоватость. Это реалистические черты, которые совсем не портят ее образа. Вот Фенечка появилась перед гостями: «Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».

Фенечка - простая дворовая девушка. Она не чувствует унизительности своего положения, она всем довольна. Такой образ мы впервые встречаем в русской литературе, и этим он необычайно ценен.

Следующей в романе выведена Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ проходной и даже карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX в. эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной («Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос»), а также ее внешности и манер («В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: “Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?”»).

В Кукшиной неприятны прежде всего мещанство, отсутствие вкуса, желание дотянуться, встать вровень, привлечь к себе внимание. Этот портрет тоже нов для русской литературы. Тургенев описывал современное ему явление и вполне сумел передать отношение к нему.

Центральный женский образ романа - это Одинцова. Каждый штрих в ее портрете указывает на то, что это дама из высшего общества: «достоинство осанки», спокойный взгляд, чуть заметная улыбка: «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Спокойными были не только ее движения и взгляд. Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось «поставлено на рельсы». Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни («тертый калач») и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого.

Казалось бы, идеальная героиня вновь появилась; это все та же «тургеневская девушка», только повзрослевшая. Вряд ли. Отношение писателя к своей героине неоднозначное. Эта женщина хороша всем, но и у нее есть один недостаток: она чересчур расчетлива, практична, слишком владеет собой. Заметно, что это стареющая дама, которая уже никогда не позволит себе прежней глупости, словно это будет хорошей компенсацией за уходящую молодость. Одинцова - одинокий волк, это слышится даже в ее фамилии. Возможно, ее тело действительно очень красиво, как об этом в довольно грубой форме говорит Базаров, но читателю-то этого не разглядеть, а душа Одинцовой симпатии не вызывает. Тургеневский идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради других.

 

Ответ #2:

Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Таковы Елена (“Накануне”), Наталья (“Рудин”), Лиза (“Дворянское гнездо”).В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке, потому что из всех героинь романа она мне милее всех. Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”. Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: “Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну да... она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко. Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”. Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья, Никитична Кукшина. Образ достаточно проходной и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной (“Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос”), а также ее внешности и манер (“В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: "Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?"). И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “...что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”). Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку: увидев ее, ой поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.

   

Источник: https://znanija.com/task/343011

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2346 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!